«« Полезные материалы

:: Основные понятия китайской медицины

Профессор Йельского университета
Доктор медицины
Джеймс Зоу

Об авторе:

Доктор Джеймс Зоу в раннем детстве рос и учился в горах Китая, под руководством знаменитых мастеров Дао. В юности он прошел курс обучения акупунктуре, акупрессуре и фитотерапии, овладев тайнами древних китайских целителей. Затем он получил высшее образование в Пекине, а в последующем - научные степени в области биогенетики растений и сельского хозяйства. Усовершенствовал свои знания в США, где получил докторскую степень в области генетики и биохимии. В настоящее время доктор Джеймс Зоу является профессором Йельского университета, и активно занимается научной работой в области традиционной китайской медицины.


Кто имеет знания и делает вид незнающего, тот на высоте,
Кто без знаний и делает вид знающего, тот болен.

Лао-цзы

Древние говорили: "У Неба три драгоценности - солнце, луна, звезды. У человека три сокровища - цзин, ци и шэнь". Цзин (семя), ци (жизненная энергия), шэнь (дух) сливаются в нерасчленимое единство, которое даосы и буддисты называют "сань бао" ("три сокровища"). Хотя это разные субстанции, но они взаимосвязаны, и стимулируют друг друга. Среди них цзин - основа (бэнь), ци - движущая сила (дунли), а шэнь - главенствует и управляет (чжу дао). В древности говорили: "Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает". Начиная с глубокой древности, даосы решали трудную задачу: как проводить нескончаемую работу по закаливанию трех сокровищ в своем бренном теле? Это закаливание заключается в очищении сердца и сдерживании желаний, в сосредоточении, умиротворении, успокоении, размышлении и духовном совершенствовании.

В Китае человек считается частью творящей силы. Он находится в гармонии с природой и космосом. Это китайский жизненный идеал. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии "Весеннего и осеннего периодов" (770-476 гг. до н.э.) и "Враждующих империй" (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга "Хуанди Нэй-цзин".

Как мы можем судить по дошедшим до нас письменным китайским источникам, именно в этой книге обобщен медицинский опыт, передававшийся устно, из поколения в поколение. В ней изложен специфический китайский подход к лечению, предложена лекарственная терапия и акупунктура. Напомним, что труды Гиппократа - греческого врача, жившего в период 446-377 гг. до н.э., отца так называемой западной медицины, относятся к более позднему времени. Врач Чжан Чжу-анчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд "Рассмотрение различных болезней от воздействия холода", в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени.

Нельзя отрицать большое влияние китайской медицины на развитие медицины других стран. Уже в эпоху династий Цин и Хань, примерно 226 г. до н.э. - 220 г. н.э. происходит обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, затем они получают распространение на арабский мир, Россию, Балканы и несколько позже дальше на Запад. В традиционных системах индо-тибетской, арабской и китайской медицины отражены мировоззренческие позиции. Здоровье и болезнь зависят большей частью от того, насколько отдельный человек может вписаться в данный ему экзистенциальный и социальный порядок. В последующих столетиях китайская медицина развивалась дальше и принимала новые идеи, но старые представления и понятия сохранялись в силе. Древние тексты китайской медицины примерно второго столетия до н. э., содержат наряду с собранием рецептов растений, также другие возможности лечения: гимнастические упражнения, ванны, компрессы, массажи. В лечебной книге V столетия описываются 360 веществ растительного, минерального и животного происхождения для лечения различных заболеваний.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника "Бэн-Цзяо Ган-Му". В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий. Значительное место в китайской медицине всегда занимала привентивная медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале дошедшего до нас врачебного наследства Древнего Китая. Так, например, содержанием одного из диалогов в первой главе книги "Нэй-Цзин" является вопрос о том, как человек может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические мероприятия и борьба с паразитами постоянно играли важную роль в китайской истории. В период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга "Новая книга о прививках против оспы" (Чжун-moy Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.

С течением времени целительная наука дополнила свой опыт несколькими тысячами лечебных средств. В традиционной китайской медицине никогда не было единой идейной системы с соответствующими терапевтическими практиками. Напротив, многочисленные, отчасти друг друга опровергающие представления конкурировали друг с другом. К определенному объединению практики древней медицины стали стремиться только в начале этого столетия, когда академическая медицина Запада с ее методами операций и возможностями преодоления эпидемий начала все больше распространяться в Китае. В Европе китайскую медицину в 17 столетии начали распространять иезуитские монахи. В свою очередь, достижения западной медицины они импортировали в Китай. С начала 70х годов нашего столетия усилилось влияние традиционной китайской медицины в США и Европе. За это время в Фармакопею США было включено 65 новых препаратов, полученных из китайских трав, таких как Artemisin (Qinghaosu) полученного из китайской разновидности Артемизии, A. annua и ephedrine из эфедры (Ma huang).

В учении инь-ян зафиксировано положение о том, что все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. В китайском традиционном мышлении - солнечный свет, жара и движение имеют ян-характер, а ночь, дождь, холод и покой -инь-характер. Инь и ян характеризуют совокупность всех явлений в мире, они взаимосвязаны друг с другом в развитии, их баланс меняется в зависимости от общих законов и в определенных условиях. В первой части трактата "Хуанди Нейцзин" ("Су-вэнь") говорится, что инь и ян составляют сущность неба и земли, закономерность десяти тысяч вещей, это отец и мать каждого изменения, начало и конец жизни и смерти. В этой книге говорится: "Инь - находится внутри и является стержнем ян. Ян находится снаружи и является вестником инь".

Применительно к структуре и функциям человеческого организма инь означает материальные составляющие тела, а ян - его функции. Они никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и изменяют друг друга. В китайской медицине есть правило: "Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян". Отсюда также берет свое начало возникновение функций органов (ян) за счет потребления продуктов питания (инь). Равновесие ян и инь в организме в результате обмена веществ достигается в движении (питание) и т.д.

Отношения между инь и ян могут превращаться в собственную противоположность. Этот процесс характеризует не только количественные изменения, но и качественные. В книге "Су-вэнь" в связи с этим говорится "когда инь достигает максимума, он превращается в ян. Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жара достигает вершины, возникает холод". Позднее философы, обосновывая концепцию единства противоположностей как ядра диалектики, развили этот тезис таким образом, что подобное превращение явлений в движение материи может произойти при наличии в каждой из сторон элементов противоположного начала. Примерно такое же понимание, только на основе трактовки взаимоотношения составных частей материального мира (пяти элементов), уже имелось у древних китайских философов. Правило превращения инь и ян в древней китайской медицине объясняет изменение симптомов болезней. Синдромы ян могут переходить в синдромы инь. Например, при острых инфекционных заболеваниях (лихорадочные состояния), при которых исчерпывается сопротивляемость организма (понижение температуры тела), синдром ян превращается в синдром инь.

Различные органы человека как в функциональном, так и в морфологическом отношении связаны единством инь - ян. В дальнейшей трактовке - если анализировать основные китайские источники - верхняя часть человеческого тела относится к ян, а нижняя - к инь. Поверхность тела относится к ян, внутренняя - к инь. Также примерно распределяются все внутренние органы. Каждый внутренний орган также делится на инь и ян. Подобная формальная схема при обсуждении вопроса о том, почему жизнь человека неразрывно связана с инь и ян, позволяет при анализе физиологических функций организма понять основы взаимозависимости физиологических процессов. Еще задолго до нашего летоисчисления китайские целители утверждали, что любые сдвиги в явлениях природы, в том числе заболевания человека имеют своей первопричиной нарушение правильного соотношения между инь и ян. Один из полюсов в силу определенных причин возрастает, другой уменьшается; один усиливается, другой слабеет. Так, если в теле человека жидкости (инь) становится меньше, когда она израсходована в связи с внешним или внутренним воздействием, то возникают состояния пустоты и жары (ян). Хронические заболевания объясняются уже взаимным ослаблением обеих сторон явлений (инь и ян) - инь и ян оба пребывают в состоянии пустоты.

Отсюда становится понятным значение диагностики, т.е. определение и понимание того, как протекают процессы при нарушении равновесия между инь и ян. В китайской медицине диагностика осуществляется, исходя из восьми руководящих принципов. Эти принципы охватывают важнейшие для традиционной медицины формы проявления патологии человеческого организма. К ним относятся: поверхность (бяо) и внутренняя часть (юи), холод (хань) и жара (жэ), пустота (ху) и полнота (ши). Поверхность, жара и полнота относятся к ян, внутренняя часть, холод и пустота - к инь.

Для диагноза необходимо правильно оценить общее соотношение инь и ян. После этого можно определить причину болезни, ее характер, идя от общих положений к частным проявлениям. Например, если кожа пациента имеет хорошее кровоснабжение, розовый цвет и чистая, то предполагается, что болезнь исходит от ян. Если кожа потемнела и посерела, то исходным пунктом является инь. Плохое наполнение пульса свидетельствует о состоянии инь, хорошее наполнение указывает на состояние ян. Китайское изречение гласит: "Хороший лекарь оценивает окраску кожных покровов, щупает пульс пациента, устанавливая вначале различие между инь и ян".

Мы, таким образом, подошли к терапевтической оценке традиционной медицины. Она исходит из понимания баланса, равновесия ин-ян между собой. Если ян "побеждает", то инь становится "больным". При этом будет ущерб и для ян. В этом случае требуется "Подвергать жару охлаждению". Если инь "побеждает", то ян "заболевает", при этом ущерб наносится также и инь. При этом необходимо "Подвергнуть холод разогреву". То есть "Пополнять то, в чем ощущается недостаток". Правило терапии - при болезнях ян следует привлекать для лечения инь, а при болезнях инь следует привлекать для лечения ян. "Необходимо усилить господство воды, чтобы подавить преимущества ян. Необходимо улучшить источник огня, чтобы устранить его подавление со стороны инь". В этом, как видим, реализуется принцип уровновешивания инь и ян. Отсюда возникает проблема определения метода лечения - использование сил и возможностей самого организма или же применение медикаментов, т.е. природных веществ. Такова методология подхода, позволяющего определить форму терапевтического воздействия.

Пять первоэлементов или фаз

Каждое из китайских снадобий имеет свой целью восстановление энергетического баланса и гармонии в органах и системах человеческого тела. В Традиционной Китайской Медицине эти системы связаны с пятью первоэлементами в Природе: Деревом, Огнем, Землей, Металлом и Водой. Согласно мировоззрению Традиционной Китайской Медицины все органы тесно связаны с временами года, температурными колебаниями, цветами, вкусовыми ощущениями и все изменения в любом из этих ингредиентов имеют непосредственное отношение к нашему здоровью и благополучию. Например, Почки наиболее подвержены воздействию холода и сырости; проблемы с Сердцем отражаются в "багровом" цвете лица, а люди, у которых; проблемы с печенью, часто жалуются, что у них "кисло" во рту.

Теория пяти первоэлементов подчеркивает, насколько в организме все взаимосвязано. Используя тысячелетний опыт традиционной китайской медицины в качестве фундамента, мы можем принять на себя более активную роль в поддержании нашего собственного здоровья и хорошего самочувствия.

  ОГОНЬ
Тонкий кишечник
Сердце
 
ДЕРЕВО
Желчный пузырь
Печень
  ЗЕМЛЯ
Селезенка
Желудок
ВОДА
Мочевой пузырь
Почки
  МЕТАЛЛ
Легкие
Толстый кишечник

Пять плотных органов

"Сердце"

Понятие "Сердце" включает в себя анатомический орган сердце и присущие ему функции, осуществляет контроль над сосудами, сознанием, духом, мыслями, потом и кровью, и в целом над всем организмом. Окном сердца является язык, зеркалом - лицо. По этой причине физиологические состояния, например, полнота (избыточное насыщение), пустота (истощение), кровенаполнение отражаются на лице. Под контролем духа, мыслей понимается активность мышления. Когда функция сердца нормальная - человек пребывает в ясном сознании, обладает быстротой мышления и крепостью духа. По представлениям китайской медицины пот и кровь имеют одно происхождение, а раз сердце ведает кровью, то отсюда следует и контроль за потовыделением. В органе "сердце" выделяется перикард (сердечная сумка). В его функции входит защита сердца, когда ему что-то угрожает из вне. Большинство изменений в сердце проявляется изменением в перикарде. Например, при проникновении в него жара возникает смятение духа. Согласно китайской медицине, перикард включает в себя также функцию кровообращения, вследствие чего причисляется к кровеносным сосудам.

"Легкие"

В понятие "легкие" входят анатомически сами легкие, дыхательные пути, кожа, нос с присущими легкими функциями: контроль над вдохом и выдохом (получение цун-чи), "расширением", то есть распространением по всему организму под воздействием легких чи, цзинь-е (соков тела) и крови. Кроме того, они обладают "очищающим" свойством (очищение организма и выведение из него воды и газа). Они несут также ответственность за состояние кожи и волосяного покрова тела. При изменении функций легких возникают изменения в коже (сухость, зуд), излечить их можно, оказывая лечебное воздействие на легкие. Окном в легкие является нос, зеркалом - волосяной покров тела.

"Селезенка"

По китайским представлениям она является второй "матерью" для организма человека (первая "мать" - почка). Китайские медики в это понятие включают анатомический орган селезенку, мышцы, жировую ткань, губы, а также придают селезенке следующие функции:

  • транспортировка и превращение в питательную субстанцию полученных от желудка продуктов (контроль питания);
  • транспортировка и подъем от желудка воды и влаги;
  • распределение питательных веществ (ку-чи);
  • контроль питания мышц;
  • контроль крови.

Таким образом, функция "селезенки" состоит в приеме, усвоении, дальнейшей передаче и распределении по всему организму питательных веществ. Происходит транспортировка к каждому органу того субстрата, который ему нужен. Контроль крови состоит в том, что селезенка препятствует ее выделению из сосудов и образованию кровотечений. Контроль питания мышц проявляется в снабжении мышц питательной субстанцией (ку-чи). Чи селезенки связана с циркуляцией крови - если функция селезенки нормальная, то кровь не выходит из кровяного русла, если же функция слабая, то теряется способность к ее сдерживанию, она выходит из русла, возникают гематомы, обильные месячные и др. Если чи селезенки нормальная, то мышцы имеют эластичную упругость, не устают. Если же, наоборот, чи селезенки ослаблена, то мышцы имеют дряблый вид, устают. Зеркалом селезенки являются мышцы конечностей, по ним можно судить о состоянии ее работы. И в то же время, регулярно и правильно нагружая конечности путем лечебной гимнастики, можно добиться хорошей работы селезенки. Окном селезенки является рот (губы). При крепкой чи селезенки у человека хороший аппетит, ощущение вкуса. При нарушении ее функций могут быть изменения вкуса и аппетита. При нормальной функции селезенки губы имеют розовый цвет, не трескаются, при пониженной функции (недостатке чи) губы вялые, поблекшие.

"Печень"

В понятие "печени" входит анатомический орган печень, расположенные на ее уровне оба бока туловища, с присущими ей функциями - распределение чи

по порядку к каждому органу (стремление к порядку чи), то есть транспортировка и выведение из организма различных веществ. Печень:

  • является депо крови и осуществляет ее регулирование;
  • контролирует выделение желчи;
  • ведает связочным аппаратом (сухожилия, фасции);
  • контролирует глаза (цвет, зрение).

Распределение чи по порядку означает, как мы уже говорили, распределение, фильтрацию и выведение различных веществ из организма, органа. Если чи печени не в порядке, это может привести к различным изменениям в психике и в пищеварении. Это может быть депрессия в сочетании с легкой возбудимостью, когда пациент подавлен и печален. У женщин может быть нарушение регулярности менструального цикла. Если чи печени находится в состоянии возбуждения, больной становится раздражительным, он может страдать бессонницей, видеть множество сновидений, испытывать головокружение. Но подобные нарушения могут быть вызваны и воздействием на психику человека, например, при сильном гневе и чрезмерной печали. Поэтому "печень любит порядок, она не любит печали, скорби и сильного гнева". По отношению к крови чи относится как предмет к его тени. Если чи печени блокировано, то кровь не движется, возникает разрегулирование месячных, изменяется свертываемость крови, возникают боли в области ребер и груди. Если сюда присоединяется еще гнев и ярость, может возникнуть покраснение склер глаз, случается кровавая рвота (чи печени поднимается в обратном направлении). Регулирующее воздействие печени на селезенку и желудок оказывает влияние на пищеварение. Функция печени как депо крови заключается в ее накоплении и выпуске необходимого количества при работе конечностей и мускулатуры. При болезнях печени возникают нарушения, связанные со снабжением кровью всех органов. Одновременно могут развиваться болезни крови, появляются судороги мышц, мелькание мушек в глазах, расстройство месячных, кровохарканье, выделения из носа. Лишь при хорошем обеспечении транспортировки крови печенью мышцы хорошо питаются. Это же относится и к связкам, которые, по взглядам китайской медицины, служат оболочкой мышц, то есть фасциями. Сухожилия и фасции составляют единую структуру. При нарушении распределения крови возникают судорожные подергивания конечностей. Зеркалом печени являются ногти. Бледный, тусклый их цвет свидетельствует об изменениях в печени. Окно печени - глаза. При нарушении функции печени возникат наушене зрения, особенно вечернего (сумеречного); могут болеть глазные яблоки.

"Почки"

В это понятие китайские врачи вкладывают анатомический орган почки, уши, волосяной покров головы, кости, мочеполовую систему, поясницу. "Почкам" присущи следующие функции:

  • накопление чжин (субстанции);
  • выработка мозга как костного, так и спинного;
  • руководство костями;
  • контроль за распределением воды;
  • осуществление контроля слуха. Накопленная субстанция чжин, связанная с чи почек, образует, так называемую, чжин-чи (субстанционно-функциональное начало). Начиная с детского возраста, количество чжин-чи у человека возрастает, благодаря чему происходит его рост, развитие, смена зубов. До наступления полового созревания чжин-чи почек постепенно увеличивается и остается на высоком уровне, определяя у мужчин способность к зачатию, выработке спермы, а у женщин - к регулярным месячным, способность к деторождению. В старческом возрасте происходит постепенное ослабление чжин-чи почек, функция их снижается, способность к зачатию, деторождению ослабевает и в конце концов затухает.

Шесть полых органов

"Желчный пузырь"

Желчный пузырь находится около печени и, по представлениям китайских авторов, накапливает желчь, которая, проходя в кишечник, способствует перевариванию пищи. При заболевании желчного пузыря, желчь поднимается вверх, создавая горький вкус во рту, рвоту, при этом возможна желтизна глаз и кожных покровов. Функция желчного пузыря оказывает влияние на психику, вызывая психические болезни, сопровождающиеся страхом, бессонницей, интенсивностью сновидений.

"Желудок"

В понятие "желудок" входит анатомически сам желудок и присущие ему функции приема и переваривания пищи, а также передача переваренной пищи дальше тонкому кишечнику. Переваренные, измельченные вещества всасываются и далее передаются селезенке, распространяясь по всему организму. При нормальной функции желудка его чи (функциональное начало) опускается вниз. При нарушенном состоянии желудка наблюдается обратный ход (чи желудка поднимается вверх), что сопровождается тошнотой и рвотой. В китайской медицине функции желудка придается большое значение. Если болезнь не повреждает его чи, то заболевание излечивается относительно легко, и наоборот. Это надо учитывать при назначении лекарств - вследствие повреждения чи желудка может нарушиться весь режим восстановления и распространения питательных веществ (восстановление аппетита при заболевании считается хорошим признаком).

"Тонкий кишечник"

Состоит из анатомического тонкого кишечника и присущих ему функций: разделения "чистых" и "замутненных" жидкостей. "Чистая" часть их направляется в селезенку, а "мутная" - в толстый кишечник. При его заболевании могут быть нарушения пищеварения, а также потеря воды и мочи. Кроме того, в функции тонкого кишечника входит отвод от сердца ненужных (патологических) веществ.

"Толстый кишечник"

В это понятие входит анатомический толстый кишечник и его функции: всасывание воды, сгущение кала и выведение его наружу. При заболевании возникает нарушение транспорта и выделения (понос при пустоте и запор - при полноте).

"Мочевой пузырь"

Анатомически находится в нижней части живота. Сюда также входят и его функции: накопление жидкостей и выведение мочи. При нарушении этих функций может возникнуть или недостаток выведения мочи, или потеря контроля за ее выделением.

"Три обогревателя"

Своего анатомического представительства этот орган не имеет, но функциональная его роль велика. В это понятие входят три части тела: верхняя, средняя и нижняя.
Верхний обогреватель находится выше диафрагмы и включает в себя плотные органы легкие и сердце. Средний - располагается в верхней части живота и включает в себя плотный орган селезенку и полый орган желудок. Нижний - находится в нижней части живота и включает в себя плотные органы почки, печень и полые органы - тонкий кишечник, толстый кишечник и мочевой пузырь. По взглядам китайской медицины, три обогревателя являются органом "испарения" в организме человека. Верхний ведает дыханием и кровеносными сосудами, осуществляет контроль за порами кожи. Средний - за перевариванием пищи. Нижний ответственен за фильтрацию, отделение "мутного" от "прозрачного", выводя из организма избыток воды и ненужные вещества. Таким образом, три обогревателя объединяют и согласовывают работу пяти плотных и шести полых органов.

Взаимодействие плотных органов

Полые и плотные органы тесно связаны между собой, образуя единый организм, который осуществляет гомеостаз (постоянство внутренней среды). Влияние органов друг на друга проявляется как при нормальном состоянии, так и при заболеваниях. Знание этих взаимодействий позволяет врачу распознать то или иное заболевание, назначить лечение, осуществлять прогноз и профилактику болезней.

Сердце и легкие

Для понимания их взаимодействия следует вспомнить, что сердце ведает кровью, а кровь, в свою очередь, перенося, например, питательные вещества от селезенки и кислород от легких, является "матерью" чи. Но отсюда следует, что чи является "повелителем" крови. Это всем понятно - в здоровом организме хорошее кровообращение, а при нормальном кровообращении сохраняется крепкое здоровье. Легкие ведают поступлением природной чи, а сердце ведает кровью, обеспечивая нормальное ее перемещение. При недостатке поступления природной чи возникает слабость функции сердца с появлением тромбозов, вследствие остановки крови. Сходная картина наблюдается при плохом поступлении кислорода: может возникнуть сердечно-легочная недостаточность и стенокардия. И, наоборот, если функция сердца ослаблена, то блокируется (застаивается) кровь в сосудах легких, вызывая удушье и кашель (сердечная астма).

Сердце и печень

Как мы уже говорили, печень отвечает за накопление крови (депо), а сердце ведает кровью, то есть они совместно решают задачу перемещения крови. При недостатке крови в сердце может возникнуть и недостаток крови в печени, сопровождающийся головокружением, мельканием в глазах, тремором конечностей и др. Кроме того, они вместе оказывают влияние на психическую деятельность человека.

Сердце и селезенка

Сердце ведает кровью, а селезенка вырабатывает и контролирует ее. При нарушении функции селезенки нарушается поступление питательных веществ в кровь, что выражается, например, в появлении жалоб на сердцебиение, ослабление памяти, наблюдаются слабость пульса, нездоровый цвет лица. Проявляется здесь и воздействие психической сферы - непродуктивные раздумья ведут к пустоте крови сердца, которое затем плохо снабжает ею селезенку, что в свою очередь вызывает нарушение образования крови.

Сердце и почки

Хотя сердце относится к плотным органам, оно больше выполняет ян-функции, так как находится в верхней части тела и относится к стихии "огонь". Почки относятся к инь, так как ведают водой и находятся в нижней части тела. Сердце и почки постоянно контролируют друг друга. Если наблюдается мало ян сердца, то его огонь не опускается вниз и не поддерживает тепло почек, и они не выполняют свою функцию по перемещению воды вверх, и возникает симптом сердцебиения, отеки. Также при недостатке инь почек не поддерживается сердце, ослабляется контроль за его ян-функцией. Возникают симптомы возбуждения, сердцебиения, бессонницы, наблюдается обилие сновидений. "Почка вырабатывает мозг, а сердце контролирует мысли". Поэтому они оба участвуют в психической деятельности человека.

Легкие и селезенка

Функция легких зависит от непрерывного снабжения их питающей субстанцией из селезенки. Кроме того, селезенка отвечает за перемещение влаги, а легкие ведают также перемещением жидкости организма вниз. Поэтому они работают совместно. Если нарушается функция селезенки по транспортировке влаги, то жидкость застаивается, вызывая мокроту, - отсюда кашель и одышка. И наоборот, если ослаблена функция легких, то нарушается отвод жидкости вниз, она скапливается, что неблагоприятно сказывается на функции селезенки - возникают отеки, вздутие живота, жидкий стул.

Печень и легкие

Печень - депо крови, а легкие осуществляют контроль чи. Если нарушается функция легких, состоящая в отводе чи вниз, нарушается функция печени, что сопровождается усталостью, ослаблением голоса, колебаниями настроения. Наоборот, когда нарушается порядок чи печени, наблюдается изменение функции легких (боль в груди, кашель, часто сухой, может быть с примесью крови).

Почки и легкие

Легкие распределяют воду, направляя ее вниз, они - верхний источник воды. Почки осуществляют подъем жидкости и ее опускание, то есть они совместно с легкими ведают обменом жидкости в организме. При нарушениях их функции может возникнуть скопление воды и одышка (генерализованные отеки - вызывают отек легких). При здоровой функции легких хорошо поступает природное чи (например, кислород); растет количество субстанции (чжин-чи) в почках. В свою очередь нормальное прохождение чи через легкие контролируется почками. При недостатке чи почек у легких пропадает способность принимать чи, отсюда возникает одышка, удушье.

Печень и селезенка

Селезенка вырабатывает и контролирует кровь, а печень накапливает ее. Селезенка перемещает питательные вещества - это тесно связано с функцией печени. Эта функция нарушается, например, если человек возбужден, что ведет к разрегуляции функции селезенки и проявляется болями в области груди, отсутствием аппетита, метеоризмом, чувством переполнения после еды. И, наоборот, при нарушении функции селезенки ухудшается пищеварение, что влечет ослабление выработки крови, что сказывается на печени.

Селезенка и почки

Согласно взглядам китайской медицины, как мы уже говорили, в почках накапливается субстанция чжин, пополняющаяся после рождения человека за счет питательных субстанций селезенки. И в то же время транспортировочная функция селезенки зависит от теплоты (ян) почек. Таким образом, при недостатке ян почек нет обогрева ян селезенки, а при недостатке ян селезенки возникает недостаток ян почек.

Печень и почки

Печень накапливает кровь. Почки накапливают субстанцию (чжин). Накапливание крови печени тем самым зависит от количества чжин в почках. И наоборот, накопление чжин почек зависит от накопленной в печени крови. Если ее количество снижается ниже критического уровня, то субстанция чжин в почках не пополняется. Это в свою очередь ведет к дальнейшему снижению количества крови, вследствие чего чжин опять не пополняется. Образуется своего рода порочный круг, который надо прервать, воздействуя лечебными методами.

Взаимодействие печени и почек, их способность ослаблять или усиливать друг друга обусловлено и тем, что они принадлежат к "нижнему обогревателю".

Взаимодействие плотных и полых органов

Согласно представлениям китайской медицины и исходя из теории инь-ян, каждый плотный орган имеет связь с полым органом:

  • сердце с тонким кишечником;
  • легкие с толстым кишечником;
  • селезенка с желудком;
  • почки с мочевым пузырем;
  • печень с желчным пузырем.

Эти связи определяют внутренние взаимоотношения и развитие патологических синдромов.

Связь между сердцем и тонким кишечником прослеживается, например, при заболевании (жаре) тонкого кишечника, когда возникают воспаления во рту и на языке в виде изъязвлений.

Связь между легкими и толстым кишечником проявляется в том, что, например, при приступах удушья, сопровождающихся повышенной температурой, наблюдается запор. Поэтому лечение многих синдромов легких осуществляется через толстый кишечник.

Селезенка и желудок - органы пищеварения. Желудок осуществляет переваривание пищи и ее дальнейшее перемещение в кишечник, а селезенка ведает перемещением и распространением питательных веществ к каждому органу. Если нарушается функция селезенки, возникают жалобы по поводу желудка (потеря аппетита, чувство переполнения после приема пищи, общая слабость). Возникает блок, и чи желудка "может пойти в обратном направлении". Могут появиться рвота, отрыжка, что неблагоприятно сказывается на селезенке.

Почки связаны с мочевым пузырем. Важнейшей его функцией является "испарение" соков организма и выведение мочи. Контроль за этим осуществляется почками, при достаточном количестве их чи мочевой пузырь хорошо удерживает воду, нормально открывается и закрывается. Если чи почек слаба, то функции мочевого пузыря нарушаются.

Желчный пузырь соединен с печенью. Он накапливает и выделяет желчь, которая образуется в печени, и поддерживает пищеварение в желудке и кишечнике. При нарушении функции печени наблюдается изменение в образовании желчи. И в то же время нарушение процесса выделения желчи оказывает неблагоприятное воздействие на печень. Поэтому все лекарства, способствующие работе печени и приведению в нормальное состояние ее чи (функционального начала), оказывают воздействие на выделение желчи.

Взаимодействие полых органов

При непрерывной передаче питательных веществ через все шесть полых органов периодически наполняется или опустошается каждый из них. Если такое свободное прохождение через них нарушается, то возникает заболевание.

Итак, мы рассмотрели концепцию чжан фу - взаимосвязь между органами как полыми, так и пустыми, их взаимодействие между собой по отдельности, что в целом обеспечивает стойкое поддержание гомеостаза (динамическое постоянство внутренней среды).

Благодаря этим взаимосвязям, можно проводить диагностику заболеваний, осуществлять лечение и профилактику болезней.

Шесть причин

Ветер

Самое сильное патологическое начало, которое быстрее других воздействует на человеческий организм. Часто сопровождает другие патологические начала. "Ветер" разделяется на наружный и на внутренний. "Наружный ветер" воздействует на человека извне. Например, при простуде появляется летучая головная боль, кашель, легкий озноб, выделение из носа. "Внутренний ветер" возникает вследствие нарушений функций печени (недостатка ее инь) или недостатка крови (малокровия, потери крови и др.). Вследствие этого может появиться зуд кожи с быстрой сменой мест локализации. Это патогенное начало ("ветер") часто действует в весеннее время.

Холод

Патогенное начало, которое также бывает внешним и внутренним. "Наружный холод" проявляется, например, переохлаждением (при низкой температуре), боязнью холода, постоянной болезненностью участков тела, болью в суставах с отсутствием летучести, кашлем, часто с бесцветной мокротой.

Если наблюдаются ноющие боли в груди без иррадиации, в спине, холодные конечности, бледный цвет лица, бесцветная рвота (водянистая рвота), заложенность за грудиной, у женщин это часто может проявляться множеством белей без запаха - эти состояния расцениваются как "внутренний холод". Заболевания с такими синдромами чаще появляются зимой.

Зной

Это патогенное начало воздействует на организм чаще летом, больше в жаркое время. В случае перегрева на солнце появляется усталость, головокружение, сердцебиение, сильная потливость, жажда, иногда потеря сознания.

Сырость

Подразделяется на наружную и внутреннюю. "Наружная сырость" часто воздействует на человека во влажное время года, больше в конце лета, начале осени. Длительное пребывание в сырых условиях (работа в воде, сырой комнате) неблагоприятно воздействует на организм. Человек испытывает холод, тяжесть в теле, появляется вялость мимики. "Внутренняя сырость" проявляется в плохом аппетите, неоформленности стула, мутном цвете мочи, отсутствии ощущения вкуса пищи, желания пить воду. Все это следствие ненормальной работы селезенки.

Сухость

В конце осени погода в Китае очень сухая, поэтому считается, что сухость воздействует на человека больше в это время года. Различают наружную и внутреннюю сухость. Сухость во рту, першение в горле, жажда, сухой кашель, трещины губ, малое количество мокроты - говорят о "наружной сухости". Сухость слизистых, запор, малое количество концентрированной мочи - свидетельствуют о "внутренней сухости".

Огонь

Когда воздействует большое количество наружного жара, то он переходит в огонь. Он бывает "полным" и "пустым". Если имеются изъязвления слизистой языка, полости рта, появляется желтая мокрота, запах изо рта, боль в деснах, темная моча с частыми позывами на мочеиспускание - это "полный огонь". Если определяется жар в пяти центрах, бессонница, наблюдается потливость, особенно ночью, шум в ушах, головокружение - то это "внутренний огонь".

Все это составляет шесть патологических начал, воздействующих на организм. Если человек крепок, имеет достаточное количество чи (органы работают оптимально), то при воздействии этих патологических начал заболевания не происходит. И наоборот, если организм в целом слаб, функции органов ослаблены, то при резких колебаниях погоды он не успевает приспособиться к их воздействию, и человек заболевает.

«« Полезные материалы

Copyright © 2009-2017 «Волшебство Востока»

Хит продаж: Тампоны Clean Point